Picture of Юрий Николаевич Белоножкин

Качество онлайн-курсов

by Юрий Николаевич Белоножкин - Friday, 7 June 2019, 6:30 PM
 

Качество онлайн-курсов - это совокупность характерных свойств, структуры, состава и условий применения, которыми должны быть наделены ОК для соответствия своему истинному назначению. В настоящее время сформировалось концептуальное видение качества, в том числе и качества ОК, как одной из фундаментальных категорий, определяющих характер применения, социальную и экономическую основу для успешного обучения человека и развития всей системы образования.

Уровень качества - это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемого ОК с соответствующими показателями ОК, принятых в качестве базы для сравнения.

Оценка уровня качества ОК представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемых курсов, определение значений этих показателей (шкал) и сравнение их с базовыми значениями.

Цель оценки качества онлайн-курсов заключается в определении уровня соответствия представленных курсов представленных ниже требованиям (стандартам).

Самооценка — это инструмент всестороннего оценивания ОК, итогом которого является мнение или суждение о его результативности, эффективности и уровне качества. Цель самооценки заключается в предоставлении поставщиком курса данных, основанных на фактах, касающихся ниже приведенных критериев. Самооценка является важнейшим системным диагностическим методом получения знаний о собственном ОК в целом. Диагностическая самооценка, или самооценка для внутренних целей, является более эффективным инструментом для постоянного совершенствования и всегда предшествует экспертной оценке качества.

Педагогическая экспертная оценка - является самостоятельной процедурой, которая касается не только онлайн-курсов. Она включена в состав общей оценки качества и может быть представлена в виде заключения кафедры, отзывов рецензентов и т.п. Она ориентирована сугубо на предметную часть (например, история, философия, судовождение). Цель этой оценки показать уровень соответствия изучаемой предметной области.

Специально-педагогическая экспертная оценка ОК это специфическая оценка универсального характера имеющая отношение к применению ДОТ. Она осуществляется с участием экспертов в сфере ДО и имеет целью обеспечить достижение педагогических задач в ходе обучения. Цель этой оценки показать уровень соответствия данным требованиям качества онлайн-курсов.

Принципы оценки качества ОК

Независимость оценки. Оценка ОК не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица - заказчика, лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, либо состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Целостность оценки. Этот принцип применяется для объяснения таких свойств ОК, как сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах (например, сохранение идентичности личности на про­тяжении обучения); приобретение качественно новых свойств в процессе взаимо­действия (например, формирование компетенций в ходе обучения); несуммируемость свойств частей в свойства целого.

Этапность. Этот принцип означает наличие следующих этапов оценки:
Самооценка (обязательно). Она служит для подготовки поставщика курса к тому, чтобы подать заявку на следующий этап. Осуществляется в закрытом режиме. Она включает в себя педагогическую экспертную оценку (положительное заключение кафедры и т.п.).
Специально-педагогическая оценка независимых экспертов (обязательно). Осуществляется в закрытом режиме. Выбор экспертов осуществляется случайным образом в системе оценки качества ОК.
Частные оценки пользователей, посетителей, включая оценки работодателей (не обязательно, но технически гарантированно).
Заключение коллегии экспертов (обязательно).

Профи ДО

» Глоссарий терминов ДО (по версии Союза Профи ДО)