Глоссарий терминов ДО (по версии Союза Профи ДО)


Cоставляется авторизованными членами Союза и участниками сообщества "Профи ДО"

Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

C

CBL

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:50
 

The competency-based learning format. Слова или термины в Глоссарии, значение которых относится в первую очередь к формату компетентностного обучения, отмечены (CBL) в начале определения.

Теги:
 

А

Адаптивное обучение

от Юрий Николаевич Белоножкин - Пятница, 7 июня 2019, 17:20
 

1. Адаптивное обучение — это технология обучения, при которой слушатель активно взаимодействует с системой. Действия со стороны системы осуществляются автоматически по заранее установленным правилам или алгоритмам. 

Например, слушатель проходит тест. В зависимости от того, правильно или нет слушатель отвечает на вопросы, система изменяет уровень сложности следующего вопроса. Допустим, слушатель ответил неправильно на вопрос. Следовательно следующий вопрос будет иметь более низкий уровень сложности.

Адаптировать можно не только уровень сложности, но и траектории изучения материалов. В зависимости от степени и скорости усвоения предыдущего материала, на основе выбранных вариантов ответа и/или выбора интересующих тем, один и тот же материал может быть изложен различными способами и средствами доставки контента.

Некоторые системы и авторы курсов/обучающих программ идут еще дальше, создавая предиктивные самообучающиеся алгоритмы, которые накапливают все возможные данные о слушателях и самостоятельно определяют, что предложить слушателю для дальнейшего прохождения. Источник: Webinar Academy

2. Адаптивное обучение – та модель, основной идеей которой является «подстройка» под способности, знания, умения и даже настроение каждого ученика. Knewton

3. Адаптивное обучение представляет собой подход, который максимально учитывает индивидуальные способности и потребности обучающегося. КрасГАУ, СФУ

4. Адаптивное обучение или адаптивное учение - это предоставление пользовательских обучающих событий, которые удовлетворяют уникальные потребности человека с помощью своевременной обратной связи, путей и ресурсов (вместо того, чтобы предоставлять универсальный учебный опыт). Smartsparrow

 

Активное обучение

от Юрий Николаевич Белоножкин - Понедельник, 9 сентября 2019, 16:03
 

Активное обучение происходит, когда учащиеся «делают» что-то, например, обнаружение, обработку или применение концепций и информации. Активное обучение подразумевает руководство учащимся по повышению уровня ответственности за свое обучение.

 

В

Взаимодействие с учащимся

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:15
 

ключевая стратегия обучения, разработанная для обеспечения вовлеченности и активного участия учащегося в курсе. Три типа взаимодействия ученика: ученик-контент, ученик-инструктор и ученик-ученик.

 

Выравнивание

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 09:01
 

согласованные между собой критические элементы курса, гарантирующие достижение желаемых результатов обучения. Карта выравнивания - (также известная как Карта курса) Таблица или диаграмма, используемые для организации курса и целей или компетенций на уровне модуля, чтобы они соответствовали оценкам, действиям, материалам и технологиям, используемым в курсе. Многие разработчики курсов считают, что сопоставление целей или компетенций с другими стандартами выравнивания полезно для обеспечения согласованности. Аналогично, рецензенты курса могут использовать карту выравнивания, чтобы обеспечить выравнивание в рассматриваемом курсе.

 

Д

Доступность

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 08:51
 
степень доступности продукта, услуги или услуги для всех людей. В контексте онлайновой среды обучения доступность включает специальные меры, которые могут быть приняты для обеспечения учащимся с ограниченными возможностями доступа всей информации о курсе, учебных материалах, устройствах и видах деятельности, используемых для преподавания и обучения
 

З

Значения баллов

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:41
 

в контексте стандартов качества вопросов значения баллов - это числа, присваиваемые каждому конкретному стандарту проверки в рубрике QM. Число 3, 2 или 1 соответствует уровню важности Стандарта специальной проверки. 3 = необходимый; 2 = Очень важно; 1 = важно.

 

И

Инструктор

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:09
 

(CBL) Наиболее часто используемое слово для преподавателя курса, в обязанности которого входит доставка контента, управление дискуссионными форумами, общение с учащимися и оценка работы учащихся.

 

Инструменты

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:43
 

Типы программного обеспечения и приложений, которые обеспечивают взаимодействие с учащимися и могут использоваться для доставки контента или предоставления обратной связи в курсе; они могут быть включены в систему управления обучением (LMS) или вне ее.

 

К

Карта курса

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 21:55
 

Критерии - качественные или количественные руководящие указания, правила, принципы или утверждения, по которым оцениваются ответы учащихся, рабочие продукты или мастерство

 

Качество онлайн-курсов

от Юрий Николаевич Белоножкин - Пятница, 7 июня 2019, 18:30
 

Качество онлайн-курсов - это совокупность характерных свойств, структуры, состава и условий применения, которыми должны быть наделены ОК для соответствия своему истинному назначению. В настоящее время сформировалось концептуальное видение качества, в том числе и качества ОК, как одной из фундаментальных категорий, определяющих характер применения, социальную и экономическую основу для успешного обучения человека и развития всей системы образования.

Уровень качества - это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемого ОК с соответствующими показателями ОК, принятых в качестве базы для сравнения.

Оценка уровня качества ОК представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемых курсов, определение значений этих показателей (шкал) и сравнение их с базовыми значениями.

Цель оценки качества онлайн-курсов заключается в определении уровня соответствия представленных курсов представленных ниже требованиям (стандартам).

Самооценка — это инструмент всестороннего оценивания ОК, итогом которого является мнение или суждение о его результативности, эффективности и уровне качества. Цель самооценки заключается в предоставлении поставщиком курса данных, основанных на фактах, касающихся ниже приведенных критериев. Самооценка является важнейшим системным диагностическим методом получения знаний о собственном ОК в целом. Диагностическая самооценка, или самооценка для внутренних целей, является более эффективным инструментом для постоянного совершенствования и всегда предшествует экспертной оценке качества.

Педагогическая экспертная оценка - является самостоятельной процедурой, которая касается не только онлайн-курсов. Она включена в состав общей оценки качества и может быть представлена в виде заключения кафедры, отзывов рецензентов и т.п. Она ориентирована сугубо на предметную часть (например, история, философия, судовождение). Цель этой оценки показать уровень соответствия изучаемой предметной области.

Специально-педагогическая экспертная оценка ОК это специфическая оценка универсального характера имеющая отношение к применению ДОТ. Она осуществляется с участием экспертов в сфере ДО и имеет целью обеспечить достижение педагогических задач в ходе обучения. Цель этой оценки показать уровень соответствия данным требованиям качества онлайн-курсов.

Принципы оценки качества ОК

Независимость оценки. Оценка ОК не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица - заказчика, лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, либо состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Целостность оценки. Этот принцип применяется для объяснения таких свойств ОК, как сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах (например, сохранение идентичности личности на про­тяжении обучения); приобретение качественно новых свойств в процессе взаимо­действия (например, формирование компетенций в ходе обучения); несуммируемость свойств частей в свойства целого.

Этапность. Этот принцип означает наличие следующих этапов оценки:
Самооценка (обязательно). Она служит для подготовки поставщика курса к тому, чтобы подать заявку на следующий этап. Осуществляется в закрытом режиме. Она включает в себя педагогическую экспертную оценку (положительное заключение кафедры и т.п.).
Специально-педагогическая оценка независимых экспертов (обязательно). Осуществляется в закрытом режиме. Выбор экспертов осуществляется случайным образом в системе оценки качества ОК.
Частные оценки пользователей, посетителей, включая оценки работодателей (не обязательно, но технически гарантированно).
Заключение коллегии экспертов (обязательно).

Профи ДО

 

Компетентностное обучение

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 14:19
 

Особый подход к высшему образованию, в котором особое внимание уделяется овладению знаниями и навыками независимо от количества времени и метода, выбранного для достижения мастерства. Обучение, основанное на компетенциях, характеризуется оценкой компетенций, а не завершением курса как основным средством измерения академического прогресса. В некоторых случаях функция оценки полностью отделена от курсов и формального обучения, и перечень полученных компетенций может заменить традиционные оценки и кредитные часы.

 

Компетентность

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 14:17
 

продемонстрированное владение определенным набором знаний или навыков. В то время как некоторые учреждения сосредоточили свое внимание на связанных с работой компетенциях в учебных программах, практически любой предмет может быть пересмотрен с точки зрения компетенций. Компетенции могут быть либо узкими и детальными, либо они могут представлять собой широкие возможности, которые требуют овладения значительным объемом знаний и навыков. В некоторых случаях компетенции определяются независимо; в других случаях они могут объединяться в мастерство более высокого уровня.

 

Компетенция

от Юрий Николаевич Белоножкин - Вторник, 26 мая 2020, 06:51
 

Компетентность - это способность человека выполнять свою работу должным образом. Компетенция - это набор определенных поведений, которые обеспечивают структурированное руководство, позволяющее идентифицировать, оценивать и развивать поведение отдельных сотрудников. Термин «компетенция» впервые появился в статье, написанной Р. Уайтом в 1959 году, как концепция мотивации производительности. Позже, в 1970 году, Крейг Лундберг определил концепцию в «Планировании программы развития исполнительной власти». Термин приобрел силу, когда в 1973 году Дэвид Макклелланд, доктор философии. написал оригинальный документ под названием «Тестирование на компетентность, а не на интеллект». С тех пор он популяризировался бывшим коллегой по McBer & Company Ричардом Бояцисом и многими другими, такими как Т.Ф. Гилберт, который использовал эту концепцию в связи с повышением производительности. Его использование широко варьируется, что приводит к значительному недопониманию. Некоторые ученые рассматривают «компетентность» как комбинацию знаний, навыков и поведения, используемых для повышения производительности; или как состояние или качество адекватной или хорошей квалификации, способной выполнять определенную роль. Например, управленческая компетенция может включать системное мышление и эмоциональный интеллект, а также навыки влияния и ведения переговоров.

Источник: https://www.definitions.net/definition/competence

 

Курс на основе компетенций

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 14:18
 

Курс, целью которого является подготовка ученика к демонстрации ряда конкретных компетенций. Курс может быть структурирован как традиционный онлайн-курс, но он позволяет ученикам двигаться вперед в своем собственном темпе, обычно для ускорения завершения; или оно может состоять из дезагрегированного контента, действий и независимых оценок компетенций.

 

М

Медиа

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:20
 

Односторонние способы доставки, которые улучшают обучение. Примерами являются видео, аудио, анимация и подкасты. В онлайн-обучении средства массовой информации используются для предоставления содержания курса, предоставления учебных материалов или в качестве ресурсов для учебной деятельности.

Теги:
 

Мультимедиа

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:32
 

использование или интеграция различных типов мультимедиа, таких как изображения, аудио, видео, анимация и интерактивные компоненты.

 

Н

Наставник или репетитор

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:24
 

(CBL) Человек с большим опытом или знаниями, чем ученик, который служит советником и моделью, чтобы побудить ученика выступить в его или ее лучших проявлениях. Наставники обычно привлекаются, когда используются нетрадиционные стратегии для улучшения обучения и успеваемости учащихся.

 

О

Обратная связь

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:08
 

Конкретные комментарии, указания и информация, предоставленные преподавателем курса или преподавателем в ответ на действия или оценку учащегося. Обратная связь связана с установленными критериями оценки и включает в себя причины сопутствующей оценки и итоговую оценку.

 

Онлайн-курс

от Юрий Николаевич Белоножкин - Пятница, 7 июня 2019, 18:26
 

Онлайн-курс (ОК) это целенаправленная и определенным образом структурированная совокупность видов и форм учебной деятельности, реализуемая с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на основе определенного педагогического замысла и методов обучения. При разработке курса кроме автора/ов, могут быть и привлечены иные лица. Например, специалист по созданию медиаконтента, рецензент, ассистент и т.д. Учебная деятельность не обязательно может включать привлечения автора курса и иных участников в ходе учебного процесса. Это определяется замыслом курса. Например, самообучающий курс может быть реализован без участия преподавателя. Различаются курсы по носителю или способу доставки (локально или по сети). Курсы могут передаваться для использования в учебном процессе третьими лицами (открытые, закрытые, платные). Состав курса и связи элементов определяются его целенаправленностью и его педагогическим замыслом. Белоножкин

 

Оценка

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 21:56
 

суждение относительно качества, ценности или ценности ответа, рабочего продукта или производительности на основе установленных критериев. Оценка работы учащегося обычно отражается в присвоенной оценке или полученном балле.

Теги:
 

Оценка (процесс)

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 09:02
 

Постоянный, систематический процесс оценки достижений в обучении, который (1) основан на четких ожиданиях обучения в форме целей обучения, (2) предоставляет учащимся достаточные возможности для достижения ожиданий, (3) собирает доказательства того, что обучение произошло, и (4) применяет информацию для улучшения преподавания и обучения. (Концепция QM «выравнивание» относится к этому общему процессу.)

 

Оценки (стратегии)

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 09:03
 

инструменты, используемые для определения того, что студенты узнали; в частности, инструменты, используемые для измерения соответствия между целями или компетенциями обучения и их достижением учащимися.

 

Оценщик

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 14:13
 

Лицо, ответственное за оценку успеваемости учащихся. Хотя оценка является одной из ролей преподавателя традиционного курса, она может быть заполнена специалистом, который не несет ответственности за другие действия в курсе, такие как проведение обучения, и чья деятельность не зависит от какого-либо конкретного курса. Роль также может быть исполнена внешним лицом или агентством. Эта роль чаще всего встречается в программах обучения, основанных на компетенциях.

Теги:
 

П

Программа на основе компетенций

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 14:23
 

Программа академической степени, в рамках которой учащиеся накапливают ряд компетенций, которые задокументированы, и действуют в своем собственном темпе, а не посредством успешного завершения запланированных курсов и накопления кредитных часов. Компетенции могут быть связаны с отдельными курсами, или они могут быть отделены от курсов или другого структурированного опыта обучения. В любом случае учащиеся могут подготовиться к оценке своих компетенций любым методом, который они выберут, в том числе с помощью предыдущего опыта, самостоятельной работы, зачисления на кредитные и некредитные курсы и т. Д. Некоторые программы характеризуются «прямой оценкой», при которой обучение ресурсы могут быть предоставлены, но структурированный учебный опыт не предлагается. Программы прямой оценки, которые не имеют структурированного учебного компонента и, следовательно, не основаны на принципах разработки курса, не могут быть рассмотрены с использованием рубрики качества. Программы, основанные на компетенциях, которые включают возможности структурированного обучения, могут соответствовать принципам разработки онлайн-курса и передовым практикам, даже если учащиеся имеют возможность обойти компонент структурированного обучения.

 

Р

Результат (обучение)

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:40
 

демонстрация уровня достижения знаний навыки, атрибуты и привычки, ожидаемые в результате образовательного опыта в программе, курсе или модуле.

 

Т

Таксономия

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:42
 

схема классификации, обычно иерархическая, которая позволяет идентифицировать стадии или фазы явления или отношения. Например, таксономия Блума предоставляет систему для определения типов обучения, переходящих от менее сложного к более сложному, и является полезной основой для описания целей обучения.

 

Технология

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:43
 

Широкий спектр различного оборудования, программного обеспечения, подписок и плагинов, включая инструменты

 

Тренер

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 14:14
 

Лицо, назначенное для работы с учащимися, чтобы поощрять их успехи в учебе, предлагая советы, поддержку и поддержку; тренер не несет ответственности за доставку содержания курса.

Теги:
 

У

Удобство использования

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:44
 

простота использования и обучаемость. В контексте QM юзабилити относится к способности учащихся легко ориентироваться и взаимодействовать с компонентами курса.


 

Упражнение

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 08:56
 

Любая форма участия учащихся, которая служит для усиления освоения курса и предоставляет учащимся возможность для дальнейшего достижения целей или компетенций курса или модуля / модуля обучения. Зачастую деятельность допускает практику, обнаружение и пробный проект. В русскоязычной среде также употребляется термин задание

 

Учебная деятельность

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:16
 

деятельность, которая помогает учащимся достичь целей обучения. Все «учебные мероприятия» являются «учебными мероприятиями»; однако не все «учебные мероприятия» являются «учебными мероприятиями». Некоторые действия, такие как загрузка программного обеспечения или создание присутствия посредством знакомств, могут быть «учебными мероприятиями», которые необязательно являются «учебными мероприятиями»

 

Ф

Фасилитатор

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:08
 

Слово, используемое для описания лидерской роли в курсе, в котором лидер (фасилитатор) помогает учащемуся, направляя его или ее обучение, а не диктуя или предоставляя контент. Как правило, фасилитатор выполняет такие функции, как ответы на вопросы ученика, управление дискуссионными форумами и оценка работы ученика. (CBL).

 

Ц

Цели или компетенции обучения на уровне курса

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 14:32
 

Заявления о конкретных и измеримых знаниях, навыках, атрибутах и ​​привычках, которые учащиеся должны достичь и продемонстрировать в результате своего образовательного опыта в курсе.

 

Цели или компетенции обучения на уровне курса

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 21:53
 

Заявления о конкретных и измеримых знаниях, навыках, атрибутах и ​​привычках, которые учащиеся должны достичь и продемонстрировать в результате своего образовательного опыта в курсе.

 

Цели обучения или компетенции на уровне модуля

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:30
 

Заявления о конкретных и измеримых знаниях, навыках, атрибутах и ​​привычках, которые учащиеся должны достичь и продемонстрировать в результате своего образовательного опыта в модуле.

 

Цель (обучение)

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:39
 

описание конкретных и измеримых знаний, навыков, атрибутов и привычек, которые учащиеся должны достичь и продемонстрировать в результате своего образовательного опыта в программе, курсе или модуле. (Пример цели обучения: «По завершении этого курса учащиеся смогут обобщить причины религиозных конфликтов в современном Ираке».)

 

Цель обучения

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 22:41
 

это то, что ученики должны уметь делать, а результат обучения - это демонстрация учеником фактической способности делать это. (Примером результата обучения является представление учащимся точной сводной информации о причинах религиозного конфликта в современном Ираке.)

 

Цифровая информационная грамотность

от Юрий Николаевич Белоножкин - Воскресенье, 8 сентября 2019, 21:56
 

способность находить, оценивать, применять, создавать и передавать знания с использованием цифровых технологий.