Иногда мы удивляемся, что происходит на рынке дистанционного обучения (ДО), а на самом деле просто обучения в онлайн. О самом этом термине стоит лишний раз упомянуть, поскольку обучение в виде доставки контента, например, голубиной почтой или просмотр записей по телевизору, всерьез не рассматривается даже консерваторами, хотя эти варианты технологии дистанционного обучения смакуют наши консерваторы-теоретики. Подчеркнуть стоит ради двух целей. Во-первых, чтобы успокоить радетелей терминологической точности. Онлайн это не просто одна из вычурных разновидностей ДО, это доминирующая технология и фактически это синоним всего ДО. Во-вторых, онлайн-технологии на рынке онлайн-обучения оказались, извините, в незаслуженно дурацком состоянии и есть смысл обсудить то, как это состояние исправить на благо всех нас, включая тех, для кто это ДО создано – обучаемых.
Например, можно бесконечно удивляться тем, что на рыке ДО главным игроком оказались госструктуры, которые живут по своим, а не по рыночным законам. Их деятельность стала настолько массированной, что в памяти оживают ударные стройки, то ли Беломор-канал, то ли БАМ. При этом все, включая министров и их водителей, служителей религии и олигархов, крепко держат дулю в кармане и в душе осознают, что командно-административная система управления рынком это шаг назад. Как пример регулирования рынком ДО можно вспомнить недавнюю зачистку рынка ДО за счет уничтожения таких грандов ДО, как Современная Гуманитарная Академия, МЭСИ и МТИ. На что похожа их история? Представьте себе, как удав глотает очередного кролика на глазах других оцепеневших от ужаса собратьев, которые при этом продолжают безостановочно воспроизводиться и между делом шустро жевать ботву с лопухами. Кролик, конечно, отчаянно дергается, но никому из собратьев до нет дела. «Се ля ви, ма шери! Расслабься и получай удовольствие!», успокаивают все друг друга. Конечно, основания для закрытия можно найти. Странно только, как до сих пор не закрыли "Синергию". Или закрытый для посторонних процесс на платформе открытого образования, на которой тайно творятся за счет тайных бюджетов ролики и тесты для «второсортных» вузов-реципиентов, призванных разумеется добровольно, но при этом административно-массово заменить существующую систему воспитания и обучения, по традиции называемую образованием.
С другой стороны, мы все еще округляем глаза на то, насколько вырос масштаб такого явления в онлайн, которое уже полуабсценно именуем "инфо-бизнесом". Для придания себе пущей экстравагантности его представителей называем инфоцыганами. Только вот какая много лет наблюдается конфузия: от таких наших «удивлений» на рынке не меняется абсолютно ничего. Никого уже не трогают фейсбучно-диваные "мнения" о миллиардных распилах (а если культурнее, коррупционных доходах) при расходовании бюджетов в образовании, в том числе онлайн. Все равно факты никто предоставить не может и до прокуратуры дело никогда не дойдет. Давно перестала капать наша слеза о зря потраченных доверчивыми гражданами кило-тоннах рублей, мегаваттах интеллектуальной и электроэнергии на какую-нибудь онлайн-школу, основателям которых вдалбливали бзик о ежемесячной чистой выручке от миллиона рублей через два месяца после запуска.
На эту тему вспоминается шутка: рынок это место встречи двух дураков, где один продает, а другой покупает. Похоже, именно эта шуточная модель сегодня доминирует на рынке ДО. С одной стороны, это чиновник, которому надо отчитаться перед другим чиновником и поэтому он вынужден быть на этом рынке дураком поневоле. Причем, дураком дважды: и по ментальной сущности – «виноват, дурак, исправлюсь» и по образу – «перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый». Конечно, среди чиновников есть очень много талантливых и порядочных людей, но когда у них нет конкуренции, то результат всегда будет казенный, то есть очень дорогой и, к сожалению, некачественный. Иначе не бывает по определению в виду полного отсутствия прозрачности (или присутствия мутности) в этом празднике бюджетов. Второй дурак потребитель, которого открыто водят за нос. Любые уверения, что все делается для потребителя, на деле является закрытой от него системой финансирования, закрытой отчетностью за использованные бюджеты и никем не проверенными, но зато фанфарными в этой отчетности цифрами. Этого же потребителя инфобизнес активно и, как видим, с успехом для себя, склоняет на совершение акта покупки. Инфобизнес и не скрывает, что на первом месте у него стоят продажи. А для продажника самое главное удовлетворение состоит в том, чтобы продать не то, что нужно потребителю, а то, что даже даром никому не нужно. Продавец же потому дурак, поскольку уже и сам не понимает потребительской ценности того, что он впаривает (по культурному, продвигает). Потребитель на наших глазах становится дураком в квадрате.
А нет ли у нас, тех, кто занимается применением онлайн-технологий, ощущения, что в этом странном дуальном рынке дураков не хватает третьего участника? Нет ищет ли наше сознание того, кто уравновесил бы этот базар с применением онлайн-технологий и вывел бы его в более естественное состояние? Причем, не обязательно тоже дурака.
А что это собственно такое – рынок ДО? Если посмотреть не на само ДО, а на классические функции рынка, то можно выделить две его важнейших функции: регулирующую и информационную. Регулирование для нас привычно связано законами и правовыми актами, чаще всего регулятор ассоциируется с гаишником, в руках которого знакомая с детства полосатая палочка. Или просто полицейский с дубинкой. Это хорошо известны органы исполнительной власти. Но кого им собственно регулировать на рыке ДО? Чиновников в сфере образования? – Исключено: чиновник сам себя не будет контролировать, если он не сумасшедший или не симулянт. Его и так контролирует старший начальник. И у того все строго по плану, утвержденным еще более старшим чиновником. Инфобизнес? – Тоже нет, поскольку никакого нарушения законов не происходит, потребители весело несут свои сбережения абсолютно на законных основаниях.
Что касается функции информирования на рынке ДО, то она целиком и полностью состоит в том, что представлено на рекламных онлайн-площадках тех, кто эти услуги оказывает. Закон о рекламе не нарушается, все должны быть довольны. Проверять качество услуг некому. Неужели круг замкнулся?
Но давайте для сравнения посмотрим не на ДО, а на другие рынки. Хотя восточная мудрость гласит, что в сравнении нет истины. Главное, чтобы было общее в сравниваемых вариантах. Посмотрим на самый понятный всем продовольственный рынок. Кроме того, что он регулируется государством, на нем действуют такие негосударственные институты, как общества защиты прав потребителей и организации, занимающиеся добровольной сертификацией качества, а также независимые (условно, конечно) СМИ. Или посмотрим на более сложный, и вместе с тем наиболее развитый и наиболее влиятельный для экономики фондовый рынок. Здесь кроме государственного регулятора также существуют самостоятельные негосударственные и некоммерческие институты саморегулирования и информирования, например, такие монстры как РТС или ММВБ. Они сами разрабатывают правила и стандарты торговли, а также обучения и сертификации специалистов своих рынков (бирж) независимо от государства. Следует напомнить, что развитие этого рынка протекало веками и имеет очень драматичную историю, включая историю с почти полным разорением всемирно известного Исаака Ньютона именно на неразвитом в его времена рынке ценных бумаг.
Таким образом, есть в этих рынках общее: кроме государственного регулирования возникает и функционирует система институционального регулирования рынка, которая никак не зависят от чиновника и которая обеспечивает доверие между продавцом и покупателем как особый вид регулятора. Конечно, на любых рынках есть такие отвратительные явления, как сговор, инсайд, фальсификация отчетности и манипулирование действием покупателей. Не будем наивными на этот счет. Скандалы периодически потрясают рынок, но это уже не тот рынок двух дураков, да еще в квадрате. Рынок, в котором присутствуют развитые институты негосударственного регулирования принято называть организованным. Неорганизованный рынок хуже тем, что в нем нет хоть какой-то защиты, и которой сегодня как раз нет на рынке ДО. Нет ни защиты прав потребителей, ни сертификации качества онлайн-курсов ни самих критериев качества саморегулируемых организаций. Казенные критерии качества от чиновников, кстати, есть, но их никто не использует. Поэтому такой рынок ДО можно назвать серым.
И вот тут будет снова очень полезно вспомнить то, чем отличается современное ДО: это онлайн-технологии. Если институциональные регуляторы традиционных рынков, формировались веками – строились здания бирж, формировались письменные правила торговли, бумажные система учета и контроля за сделками, системы передачи сведений о том или ином рыночном продукте, то теперь благодаря онлайн-технологиям развитие рынка может проводиться гораздо быстрее. В западных странах этот процесс налажен давно благодаря независимым профессиональным объединениям, в том числе по оценке качества. Однако у нас этот процесс пока стоит на мертвой точке. Причем, по нашей же вине, поскольку нам ничто в этом не мешает, кроме нашего собственного бесконечного обмена мнениями. Кто этот процесс сдвинет с места? Чиновник? Инфобизнесмен? Потребитель?
Очевидно, сдвинуть рынок в сторону институциональной организации сможет не какой-то супер-герой, и не кучка волонтеров или даже не группа активистов, а сдвиг в умах и сердцах тех, кто ищет движение вперед благодаря онлайн-технологиям. Не стоит перечислять ни одну из профессий конкретно, для которых этот сдвиг требуется, поскольку кем бы мы ни были, значение имеет понимание нами своей личной роли и роли того общественного института, который станет еще одним реальным регулятором на рынке ДО – институциональным. Такая обусловленность личного и общественного развития сегодня кажется романтически-утопической, но тем не менее единственной для выхода из дурацкого, точнее, неорганизованного рынка. Как только такие прогрессоры вне зависимости от уровня своей квалификации, но в силу приверженности этой идее смогут не просто собираться в онлайн-сообщества и заниматься бесконечным обменом прямо противоположными и хаотичными мнениями, а начнут конструировать такие институциональные системы, как оценка качества ДО, онлайн-курсов, информированием о том, как эти системы приводят к улучшениям, то постепенно, на наших глазах пойдет подвижка рынка ДО в сторону перехода на организованный уровень. Любой открыто показанный пример успеха, даже небольшого, заразителен. Этот процесс вполне возможно реализовывать в рамках организованных профессиональных объединений, причем, не обязательно поначалу зарегистрированных в Минюсте согласно нашего законодательства.
Правда, еще до начала такой подвижки некоторые из нас тут же начинают другую диванно-фейсбучную контрактивность, но только в этот раз уже не против несчастных i-цыган и i-чиновников, а против самой идей институционального регулирования, и даже против их предложений. Главных «обвинений» два: эти меры якобы усилят карательно-полицейские акции в дополнение к существующим в лице ФОИВ (разумеется, как несправедливые) и одновременно априори (то есть безо всяких на то доказательств) рассадником зла для жуликов и авантюристов, которые найдут себе новую кормушку. Было бы глупо оправдываться за то, что еще не произошло или вообще не имеет отношения к реальности и здравому смыслу. Конечно, если сами члены такого институционального объединения не увидят ценность нашего движения, будут рассчитывать, что идея проф. объединения для них это лишь некая почетная статусность, право на вход в "Провал" со скидкой, то остапы бендеры появятся непременно. Но совершенно иная ситуация, если идея всеобщей выгоды от объединения приобретет важный смысл для каждого из членов такого института. Если будут выбраны прозрачные схемы управления и справедливого внутреннего контроля, если будут ставиться реалистичные цели и достигаться видимые результаты.
При этом никакие мер принуждения, ни около силового (в виде доносов в ФОИВ), ни морального (в виде выражения общественного презрения) применяться таким институтом не будут. Единственной силой регулирования рынка в ДО со стороны такого института станет информация, показывающая то, как меняется в лучшую сторону качество онлайн-обучения в зависимости от применения тех особых подходов, которые сконструируем мы. Для защиты интересов пострадавших на рынке ДО также будут выработаны собственные, бескровные и исключающие штрафы способы. Безусловно, что все эти подходы будут конструироваться и применять в онлайн, никаких кирпичных зданий, бумажных дел и голубиной почты с телевизором нам уже не потребуется. Все будет происходить именно там, где и проводится ДО – в онлайн. Можно отметить, что успешная практика защиты у нас уже имеется, включая использование критериев качества для повышения результативности ДО.
В чем суть этих подходов, почему они должны кардинально изменить рынок ДО, кто нам поможет и захочет помешать, когда начнется меняться рынок, мы поговорим подробнее в следующий раз. Но сейчас можно отметить: появление на рынке третьего, институционального участника рынка позволит устранить дисбаланс между административно-чиновничьим регулированием и полуанархическими, серыми отношениями на рынке ДО. Дураками станет быть невыгодным всем: и чиновнику, и бизнесу. Для этого нам потребуется и определенная этика, против которой так рьяно выступали некоторые консерваторы, и миссия, чтобы не повторять друг другу одни и те же лозунги, и устав, исключающий появление авантюристов и остапов бендеров, и, наконец, наши внутренние проекты, главным из которых будет онлайн-конгресс, синхронизированный с оффлайн докладами.