Общий форум

Предпосылки улучшения результатов ДО для его участникам

Предпосылки улучшения результатов ДО для его участникам

от Юрий Николаевич Белоножкин -
Количество ответов: 0

Возможно, нужно еще раз успокоить тех, кто думает о неких революционных переворотах и борьбе за правое дело, когда речь идет о роли нашего проф. объединения. Суть институционального подхода в регулировании рынка ДО состоит не в том, чтобы кого-то испугать или заставить, отобрать или запретить, а в том, чтобы дать, дать возможность влиять на рынок за счет артикуляции модели наиболее успешного решения задач с использованием ДО. 

Однако обязательно найдутся среди нас те, кто может спросить: а что мешает представлять такие успехи и без такого объединения? Действительно, разве мало конференций, публикаций, сообществ, которые дают такую возможность?

Если технически, то ничто не мешает, а если с обоснованием и грамотно, так, чтобы поверили, то тут есть серьезные барьеры, которые в одиночку решить очень сложно. Проблема в том, что сегодня недостоверных публикаций о ДО столько много, что понять, что в них ценного и правдивого без профессионального анализа стало очень сложно. Подавляющая часть читателей таких публикаций и зрителей таких докладом и роликов уже давно чувствуют, что доля реальных трудностей в таких публикациях не договаривается, а положительные эффекты перегреты. И это ощущение недостоверности создает неустойчивость на рынке ДО, в результате чего масса времени тратится на то, что не дает никакого полезного эффекта в обучении, а действительно полезные решения остаются без внимания. Впрочем, такая недостоверность касается не только рынков ДО, но и тренингов и курсов повышения квалификации. Например, американские компании вкладывают огромные деньги в образовательные и тренинговые программы для сотрудников — только в 2015 году затраты составили $160 млрд в США и почти $356 млрд во всем мире — но эти инвестиции не окупаются. В большинстве случаев полученные знания не улучшают работу организации, поскольку люди быстро возвращаются к прежним привычкам. Видимо, такие же масштабы проблемы достоверности существуют и на рынке ДО.

Нам скажут:  хорошо, рынку нужна информация об успешных решениях, благодаря этой информации рынок постоянно развивается. Но что такое успех? Ведь для разных участников рынка – для обучаемого и обучающего, для частной или для государственной компании, для работодателя или самозанятого успех всегда имеет разное понимание. Кто скажет, что успешно для каждого из них? Количество записавших на курс? Объемы продаж за курс?

Можно смело сказать, что общим у всех этих участников рынка является качество онлайн-технологии, сокращающей логистические и капитальные затраты на само обучение практически до нуля, когда логистика сводится к поиску точки выхода в интернет, а капитальные затраты состоят из устройства для выхода в онлайн и само место, где можно учиться. Таким образом, мы в понятие успешности ДО всегда включаем технологию, удобную и не слишком дорогую. И мы этим вопросом качества будем заниматься.

Теперь рассмотрим суть успеха для каждого участника. Для обучаемого, который является главным лицом всего нашего обсуждения, важными будут затраты учебного времени на освоение курса, а также денежные затраты на обучение в платном курсе. Постепенно начинают также говорить о затратах обучаемого на специальные очки для трехмерной реальности. В некоторых случаях требуется покупка специального программного обеспечения и книг, но это уже не относится исключительно только к ДО. Нужно отметить, что для обучаемого в онлайн успехом может являться получение учебного (или образовательного, если речь идет об образовании) результата, аналогичному в оффлайн. Таким образом, мы изначально ставим ДО на самую высокую планку качества и говорим уже о том, какой ценой достигается требуемый результат. Попытки декомопозировать качество ДО по отраслям экономики или направлениям подготовки (ДО для врачей, ДО для художников, ДО для летчиков) возникают постоянно, но поскольку для нас главный критерий качества это О (обучение), то нас как профи в ДО волнует только одно: каковы условия и цена такого ДО, которое дает аналогичное О. Сможет ли обучаемый самостоятельно оценить качество такого ДО заранее, если информации мало или она плохо представлена? – Ответ очевиден: нет.

Для обучающего в ДО вне зависимости где и кем он работает, пусть хоть репетитором, результатом работы является полное освоение обучаемыми того учебного плана, который он согласился выполнить и который заказчик готов оплатить. Таким образом, его волнует объем его дохода, который готовы оплатить заказчики за его профессиональную деятельность. Важно отметить, что ответственность за то, что при этом будет с обучаемым в результате такого обучения, лежит на заказчике. При этом для исполнения заказа потребуются определенное сочетание ресурсов. В этой связи я всегда вспоминаю шутку: может ли профессионал выполнить качественно работу за 1 рубль? – Ответ: да, только объем этой работы будет на 1 рубль. Тут следует подчеркнуть колоссальную путаницу, из-за которой часто пытаются обвинять авторов онлайн-курсов. Например, если заказчик заказывает курс по тайм-менджменту, то не факт, что производительность труда на предприятии от этого вырастет. Или после выполнения заказа на обучение по личностному росту сократится текучесть кадров. Или после тренинга по продажам вырастут по продажи. Разработчик курса может прекрасно выполнить заказ, но при этом не решить системные проблемы, которые есть у заказчика. Мы, как профи в ДО, можем говорить только об особых факторах, которые присущи ДО и которые обеспечивают качество ДО. При этом вопросы методики и дидактики обучения остаются аналогичными, как и при обычном оффлайн-обучении, но добавляется серия поведенческих, технологических, сценарных и медийных особенностей обучения с применением онлайн-технологий. При этом возникают вопросы экономического и правового характера в сфере ДО, поскольку за все это приходится платить и есть правовые особенности. Очевидно, что все эти вопросы требуют привлечения очень больших ресурсов, и как раз значительную часть этой проблемы призвано взять на себя проф. объединение.

Интерес работодателя может выражаться в оценке вероятности того, придется ли ему тратить ресурсы за переобучение своего персонала при заданных требованиях к компетенциям своих работников. Если ДО требует меньше ресурсов при заданных требованиях, то он всегда выберет ДО. Но если работодатель не знает эти требования, то возникает риск взять или малокомпетентного сотрудника, которого надо дообучать или искать ему замену, или высококомпетентного, который может уволиться и создать дополнительную текучесть кадров. Можем ли мы чем-то помочь работодателю в определении этих компетенций? Скорее всего, нет. Будет наивно, тянуть на себя одеяло везде и всегда. Но мы можем другое, чего нет в традиционном обучении: представить онлайн-технологию, с помощью которой эти компетенции будут формализованы и, самое важное, измерены в ходе онлайн-обучения. Мы действительно это можем, поскольку как раз онлайн-технологии для этого очень хорошо приспособлены. Осталось лишь уметь ими профессионально пользоваться. Кто может это сделать сегодня самостоятельно? – Единицы. А профобъединение может помочь членам Союза в решении этой и других задач.

Кто может помешать исполнению таких благих намерений? Государство? – Нет, конечно. Наоборот, государство заинтересовано в том, чтобы возникало движение, направленное на развитие. Вопрос лишь в том, будет ли оно поддерживать такие инициативы материально в виде грантов или других средств поддержки? – Если это лишь благие намерения, то никогда. Если это будет движение, дающее видимые результаты, то это более вероятно. Если будут успехи у обучаемых, у обучающих и работодателей благодаря усилиям нашего Союза. Если будут те, кто поверит в себя и проф. объединение, начнут принимать участие в том, что им интересно и посильно. Когда это произойдет? – В любой момент, когда мы сами захотим. Будут ли конкуренты у профдвижения? – Нет. Поскольку это не рынок и не коммерция. Конкурировать могут только идеи, объединяющие участников проф. движения. Помешать может только их не проработанность. Именно такие идеи мы вместе конструируем. Правда под идеей нужно понимать не просто некое желание или цель, а проработанную последовательность действий, алгоритм, программу. Об этом мы будем говорить в новых выпусках.