Есть задача активизировать работу ППС в вузе по созданию видеоматериалов с целью внедрения их в ЭОР.
Пряники будут в виде показателя в эффективный контракт. Но есть опасения, что не все представители ППС правильно поймут стоящую задачу и поэтому, наверное, надо методические рекомендации написать и поставить ряд условий технического и организационного характера.
Вопрос: кто с какими подводными камнями сталкивался в этом вопросе - хочется все предусмотреть. Ну и вообще все мнения по поводу то каким должно быть видео, какие задачи с его помощью можно решать... обязательно ли его размещение на официальном канале ВУЗа и проч...
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Мои наблюдения и личный опыт дают следующие рекомендации:
1. Разработка учебного видео это вид педагогической нагрузки. Его надо учитывать в соотношении 1:5, то есть один час учебного видео учитывается ка 5 часов педагогической нагрузки. В некоторых вузах есть такой норматив.
2. Создать учебное видео мало, оно должно быть качественным. Требования к качеству определяет вуз внутренним нормативно-распорядительным актом, в котором я советую обратить внимание на:
- лектор должен смотреть большую часть записи в объектив камеры,
- лектор должен иметь ясную дикцию и темп речи 150-180 слов в минуту,
- освещение должно быть рассеянным и объемным,
- микрофон должен быть специальным стоимостью не менее 2000 р.,
- в помещении не должно быть эха,
- записи в ходе обычных лекций вне студии недопустимы,
- продолжительность одной записи составляет от двух до 12 минут. В каждой записи отражается содержание одного вопроса или подвопроса,
- содержание записи должно иметь текстовую версию,
- качество записи должно быть не хуже HD,
- за оценку содержания записи отвечает зав. кафедрой.
3. Учет и контроль создания роликов целесообразно вести в базе данных, например в СДО Moodle. Там же нужно вести размещение рецензий. Это канал открывать всему миру необязательно, это решение вуза.
Буду рад ответить на другие вопросы.
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Интересно "откуда растут ноги" у тезиса о том что "один час учебного видео учитывается ка 5 часов педагогической нагрузки", может кто то знает первоисточник?
По контролю учета создания видеоматериалов в moodle не совсем понятно. Их складывать туда изначально?
Вот в этой связи есть сомнение.. дело в том, что, к примеру, если дисциплина передается другому преподавателю даже, далеко не все хотят чтобы кто то пользовался их материалами - все удаляют))
Если размещать на ютубе, то хоть не удалят и не унесут с собой..
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Я могу только повторить: ноги растут из академических свобод вуза. Советую погуглить, например: http://vii.sfu-kras.ru/images/libs/PrikazMORF2.08.05.pdf
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
"...записи в ходе обычных лекций вне студии недопустимы..." - а почему так категорично?
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Категорично, поскольку из опыта 1) шумы в аудитории, 2) эхо от стен аудитории, 3) реплики из зала, которые невозможно разобрать, 4) плохая освещенность и 5) масса других причин приводят к разочарованию и потерям времени. Хотя есть один учитель из Украины который научился писать уроки в ходе занятий. Если найдется сила заставить делать наших доцентов и профессоров делать так же, я буду рад.
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
А мы пишем видео в аудитории лет 6 и не знали что нельзя)))) Правда потом обрабатываем его немного ..
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Ваш опыт и опыт "учителя из Украины" - это уже 50\50. Мой скромный опыт показывает, что можно и часто даже лучше контент получается, чем студийный, пользователи, оценивая говорили - "живее как-то смотрится"!
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Каждый может поступать как хочет. А лучше показать, как в видео, снятом в большой аудитории, решены вопросы с эхом, шумами, неслышными вопросами с мест и т.п. Кстати, где ваши рекомендации? Критикуя - предлагай!
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Вопросы с эхом и шумами снимаются с помощью петличного направленного микрофона. Чтобы не ограничивал свободу движения лучше использовать петличный микрофон с радиопередающим устройством. Мы использовали от Senheiser (примерно такие, но не принципиально https://www.pleer.ru/product_617327_Sennheiser_EW_122P_G4_A1.html). Неслышные вопросы с мест - либо мобильный радиомикрофон передается по аудитории, либо лектор повторяет заданный вопрос. Тема эха решается настройкой микрофонной системы. Опять же - рассматривать этот вопрос в отрыве от возможностей вуза не имеет смысла. Понятно, что для проведения регулярных занятий в режиме одновременной записи, либо трансляции, лучше использовать специально сделанную аудиторию. Тогда можно и направленные потолочные микрофонные системы использовать и нормальные микшерные системы для управления микрофонами и систему освещения выставить (студийная не нужна, главное чтобы свет равномерно падал без теней) и выставление камеры (а лучше камер) и систему коммутации видеосигнала и кучу всего, что нужно. А если возникла задача - вот прямо сейчас быстро из неподготовленного помещения запись сделать - нормальная камера на штативе, и радиомикрофон для лектора.
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Евгений, направленный петличный микрофон только теоретически помогает. Практически в большой аудитории с эхо бороться бесполезно, звук как в бочке порой. Думаешь зря в студиях обивают стены плотными тканями или поролоном?
Вопрос из зала записывать в видео не очень хорошая практика. Тому, кто сидит в онлайн, он может быть не интересным.
Прямо сейчас писать видео и быстро это бессистемно. А тут речь идет о массовом производстве.
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Вот подвернулась свежая запись живой лекции. На Ваш суд ее фрагмент, назовем так - вступительное слово перед вводной лекцией по предмету "Менеджмент".
"Разорвите как тузик шапку"! ;)
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Валерий Антонович, вопрос был не про скромность опыта, а про рекомендации в создании учебного видео. В МФТИ тоже годами снимали видео в аудиториях. Но потом перестали: никто его не смотрит. Зато миллионы смотрят Курсеру. Задумайтесь, почему. Напишите Ваши рекомендации. Может они стоят высокой оценки.
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Итак, все посмотрела - почитала...
Собрала вот такие Методические рекомендации для преподавателей, желающих начать создавать собственные учебные видеоматериалы.
Делается это параллельно с предложением повысить коэффициент оплаты за этот вид работ в эффективный контракт..
Буду рада комментам, вопросам и поправкам...
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Ну вот теперь совсем другое дело! Умница!
Светлана, я бы еще добавил важность матирования (припудрирования) лица даже мужчинам в тех случаях, когда голова и лицо сиюят при хорошем освещении как медный самовар. Хорошо бы еще добавить сюда рекомендации техникам по свету, съемке и монтажу: вы не представляете себе, сколько меканий и беканий приходится вычищать в записях. Ну и советую еще обратить внимание на телесуфлер: ни один курс на Нацплатформе и Курсере не обходится без него. Многие коллеги будут при записи волноваться и отказываться в итоге от записей вообще. Особенно женщины. Можно еще добавить роль невербальноего воздействия, ораторских конструкций и техники речи, без которых эти лекции могут превратиться в... унылое зрелище.
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Суровые сибирские преподаватели точно не будут пудриться я читала такую рекомендацию, но как то постеснялась сюда вставить
По суфлеру мучила нашего студийного инженера, он сказал что презентер есть и это дешево и сердито. Пока не убедила его в обратном.
Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР
Тогда можете им передать, что даже нашего брутального Главкома перед записью на видео тоже матируют (пудрят) и не дай бог лысина в записи будет сиять ярче солнца. А ведь он тоже не из Сочи родом...
Ну и для большей наглядности делюсь моим кавказским приветом с красноярскими коллегами рекомендациями по созданию видео. Возможно, это им поможет.