Вопросы и дискуссии

Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Светлана Потапова -
Number of replies: 16

Есть задача активизировать работу ППС в вузе по созданию видеоматериалов с целью внедрения их в ЭОР. 
Пряники будут в виде показателя в эффективный контракт. Но есть опасения, что не все представители ППС правильно поймут стоящую задачу и поэтому, наверное, надо методические рекомендации написать и поставить ряд условий технического  и организационного характера.
Вопрос: кто  с какими подводными камнями сталкивался в этом вопросе - хочется все предусмотреть. Ну и вообще все мнения по поводу то каким должно быть видео, какие задачи с его помощью можно решать... обязательно ли его размещение на официальном канале ВУЗа  и проч...

In reply to Светлана Потапова

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Юрий Николаевич Белоножкин -

Мои наблюдения и личный опыт дают следующие рекомендации:

1. Разработка учебного видео это вид педагогической нагрузки. Его надо учитывать в соотношении 1:5, то есть один час учебного видео учитывается ка 5 часов педагогической нагрузки. В некоторых вузах есть такой норматив.

2. Создать учебное видео мало, оно должно быть качественным. Требования к качеству определяет вуз внутренним нормативно-распорядительным актом, в котором я советую обратить внимание на:

- лектор должен смотреть большую часть записи в объектив камеры,

- лектор должен иметь ясную дикцию и темп речи 150-180 слов в минуту,

- освещение должно быть рассеянным и объемным,

- микрофон должен быть специальным стоимостью не менее 2000 р.,

- в помещении не должно быть эха, 

- записи в ходе обычных лекций вне студии недопустимы,

- продолжительность одной записи составляет от двух до 12 минут. В каждой записи отражается содержание одного вопроса или подвопроса,

- содержание записи должно иметь текстовую версию,

- качество записи должно быть не хуже HD,

- за оценку содержания записи отвечает зав. кафедрой.

3. Учет и контроль создания роликов целесообразно вести в базе данных, например в СДО Moodle. Там же нужно вести размещение рецензий. Это канал открывать всему миру необязательно, это решение вуза. 

Буду рад ответить на другие вопросы. wide eyes

 

In reply to Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Светлана Потапова -

Интересно "откуда растут ноги" у тезиса о  том что "один час учебного видео учитывается ка 5 часов педагогической нагрузки", может кто то знает первоисточник?

По контролю учета создания видеоматериалов   в moodle не совсем понятно. Их складывать туда изначально? 
Вот в этой связи есть сомнение.. дело в том, что, к примеру, если дисциплина передается другому преподавателю даже, далеко не все хотят чтобы кто то пользовался их материалами - все удаляют))
Если размещать на ютубе, то хоть не удалят и не унесут с собой.. 

In reply to Светлана Потапова

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Юрий Николаевич Белоножкин -

Я могу только повторить: ноги растут из академических свобод вуза. Советую погуглить, например: http://vii.sfu-kras.ru/images/libs/PrikazMORF2.08.05.pdf

In reply to Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Deleted user -

"...записи в ходе обычных лекций вне студии недопустимы..." - а почему так категорично?

In reply to Deleted user

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Юрий Николаевич Белоножкин -

Категорично, поскольку из опыта 1) шумы в аудитории, 2) эхо от стен аудитории, 3) реплики из зала, которые невозможно разобрать, 4) плохая освещенность и 5) масса других причин приводят к разочарованию и потерям времени. Хотя есть один  учитель из Украины который научился писать уроки в ходе занятий. Если найдется сила заставить делать наших доцентов и профессоров делать так же, я буду рад. 

In reply to Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Сергей Лобачев -

А мы пишем видео в аудитории лет 6 и не знали что нельзя)))) Правда потом обрабатываем его немного ..


In reply to Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Deleted user -

Ваш опыт и опыт "учителя из Украины" - это уже 50\50. Мой скромный опыт показывает, что можно и часто даже лучше контент получается, чем студийный, пользователи, оценивая говорили - "живее как-то смотрится"!

In reply to Deleted user

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Юрий Николаевич Белоножкин -

Каждый может поступать как хочет. А лучше показать, как в видео, снятом в большой аудитории, решены вопросы с эхом, шумами, неслышными вопросами с мест и т.п. Кстати, где ваши рекомендации? Критикуя - предлагай! 

In reply to Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Евгений Шютц -

Вопросы с эхом и шумами снимаются с помощью петличного направленного микрофона. Чтобы не ограничивал свободу движения лучше использовать петличный микрофон с радиопередающим устройством. Мы использовали от Senheiser (примерно такие, но не принципиально https://www.pleer.ru/product_617327_Sennheiser_EW_122P_G4_A1.html). Неслышные вопросы с мест - либо мобильный радиомикрофон передается по аудитории, либо лектор повторяет заданный вопрос. Тема эха решается настройкой микрофонной системы. Опять же - рассматривать этот вопрос в отрыве от возможностей вуза не имеет смысла. Понятно, что для проведения регулярных занятий в режиме одновременной записи, либо трансляции, лучше использовать специально сделанную аудиторию. Тогда можно и направленные потолочные микрофонные системы использовать и нормальные микшерные системы для управления микрофонами и систему освещения выставить (студийная не нужна, главное чтобы свет равномерно падал без теней) и выставление камеры (а лучше камер) и систему коммутации видеосигнала и кучу всего, что нужно. А если возникла задача - вот прямо сейчас быстро из неподготовленного помещения запись сделать - нормальная камера на штативе, и радиомикрофон для лектора.

In reply to Евгений Шютц

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Юрий Николаевич Белоножкин -

Евгений, направленный петличный микрофон только теоретически помогает. Практически в большой аудитории с эхо бороться бесполезно, звук как в бочке порой. Думаешь зря в студиях обивают стены плотными тканями или поролоном?

Вопрос из зала записывать в видео не очень хорошая практика. Тому, кто сидит в онлайн, он может быть не интересным.

Прямо сейчас писать видео и быстро это бессистемно. А тут речь идет о массовом производстве. 

Tags:
In reply to Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Deleted user -

Вот подвернулась свежая запись живой лекции. На Ваш суд ее фрагмент, назовем так - вступительное слово перед вводной лекцией по предмету "Менеджмент".

Смотрите по ссылке ...

"Разорвите как тузик шапку"! ;)

In reply to Deleted user

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Юрий Николаевич Белоножкин -

Валерий Антонович, вопрос был не про скромность опыта, а про рекомендации в создании учебного видео. В МФТИ тоже годами снимали видео в аудиториях. Но потом перестали: никто его не смотрит. Зато миллионы смотрят Курсеру. Задумайтесь, почему. Напишите Ваши рекомендации. Может они стоят высокой оценки.

In reply to Светлана Потапова

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Светлана Потапова -

Итак, все посмотрела - почитала... 
Собрала вот такие Методические рекомендации для преподавателей, желающих начать создавать собственные учебные видеоматериалы.

Делается это параллельно с предложением повысить коэффициент оплаты за этот вид работ в эффективный контракт..


Буду рада комментам, вопросам и поправкам... 


In reply to Светлана Потапова

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Юрий Николаевич Белоножкин -

Ну вот теперь совсем другое дело! Умница!

Светлана, я бы еще добавил важность матирования (припудрирования) лица даже мужчинам в тех случаях, когда голова и лицо сиюят при хорошем освещении как медный самовар. Хорошо бы еще добавить сюда рекомендации техникам по свету, съемке и монтажу: вы не представляете себе, сколько меканий и беканий приходится вычищать в записях. Ну и советую еще обратить внимание на телесуфлер: ни один курс на Нацплатформе и Курсере не обходится без него. Многие коллеги будут при записи волноваться и отказываться в итоге от записей вообще. Особенно женщины. Можно еще добавить роль невербальноего воздействия, ораторских конструкций и техники речи, без которых эти лекции могут превратиться в... унылое зрелище.

In reply to Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Светлана Потапова -

Суровые сибирские преподаватели точно не будут пудриться smile я читала такую рекомендацию, но как то постеснялась сюда вставить smile

По суфлеру мучила нашего студийного инженера, он сказал что презентер  есть и это дешево и сердито. Пока не убедила его в обратном. 

In reply to Светлана Потапова

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

by Юрий Николаевич Белоножкин -

Тогда можете им передать, что даже нашего брутального Главкома перед записью на видео тоже матируют (пудрят) и не дай бог лысина в записи будет сиять ярче солнца. А ведь он тоже не из Сочи родом...

Ну и для большей наглядности делюсь моим кавказским приветом с красноярскими коллегами рекомендациями по созданию видео. Возможно, это им поможет.