Вопросы и дискуссии

Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Светлана Потапова -
Количество ответов: 16

Есть задача активизировать работу ППС в вузе по созданию видеоматериалов с целью внедрения их в ЭОР. 
Пряники будут в виде показателя в эффективный контракт. Но есть опасения, что не все представители ППС правильно поймут стоящую задачу и поэтому, наверное, надо методические рекомендации написать и поставить ряд условий технического  и организационного характера.
Вопрос: кто  с какими подводными камнями сталкивался в этом вопросе - хочется все предусмотреть. Ну и вообще все мнения по поводу то каким должно быть видео, какие задачи с его помощью можно решать... обязательно ли его размещение на официальном канале ВУЗа  и проч...

Теги:
В ответ на Светлана Потапова

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Юрий Николаевич Белоножкин -

Мои наблюдения и личный опыт дают следующие рекомендации:

1. Разработка учебного видео это вид педагогической нагрузки. Его надо учитывать в соотношении 1:5, то есть один час учебного видео учитывается ка 5 часов педагогической нагрузки. В некоторых вузах есть такой норматив.

2. Создать учебное видео мало, оно должно быть качественным. Требования к качеству определяет вуз внутренним нормативно-распорядительным актом, в котором я советую обратить внимание на:

- лектор должен смотреть большую часть записи в объектив камеры,

- лектор должен иметь ясную дикцию и темп речи 150-180 слов в минуту,

- освещение должно быть рассеянным и объемным,

- микрофон должен быть специальным стоимостью не менее 2000 р.,

- в помещении не должно быть эха, 

- записи в ходе обычных лекций вне студии недопустимы,

- продолжительность одной записи составляет от двух до 12 минут. В каждой записи отражается содержание одного вопроса или подвопроса,

- содержание записи должно иметь текстовую версию,

- качество записи должно быть не хуже HD,

- за оценку содержания записи отвечает зав. кафедрой.

3. Учет и контроль создания роликов целесообразно вести в базе данных, например в СДО Moodle. Там же нужно вести размещение рецензий. Это канал открывать всему миру необязательно, это решение вуза. 

Буду рад ответить на другие вопросы. выпучил глаза

 

В ответ на Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Светлана Потапова -

Интересно "откуда растут ноги" у тезиса о  том что "один час учебного видео учитывается ка 5 часов педагогической нагрузки", может кто то знает первоисточник?

По контролю учета создания видеоматериалов   в moodle не совсем понятно. Их складывать туда изначально? 
Вот в этой связи есть сомнение.. дело в том, что, к примеру, если дисциплина передается другому преподавателю даже, далеко не все хотят чтобы кто то пользовался их материалами - все удаляют))
Если размещать на ютубе, то хоть не удалят и не унесут с собой.. 

В ответ на Светлана Потапова

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Юрий Николаевич Белоножкин -

Я могу только повторить: ноги растут из академических свобод вуза. Советую погуглить, например: http://vii.sfu-kras.ru/images/libs/PrikazMORF2.08.05.pdf

В ответ на Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Валерий Юкевич -

"...записи в ходе обычных лекций вне студии недопустимы..." - а почему так категорично?

В ответ на Валерий Юкевич

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Юрий Николаевич Белоножкин -

Категорично, поскольку из опыта 1) шумы в аудитории, 2) эхо от стен аудитории, 3) реплики из зала, которые невозможно разобрать, 4) плохая освещенность и 5) масса других причин приводят к разочарованию и потерям времени. Хотя есть один  учитель из Украины который научился писать уроки в ходе занятий. Если найдется сила заставить делать наших доцентов и профессоров делать так же, я буду рад. 

В ответ на Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Сергей Лобачев -

А мы пишем видео в аудитории лет 6 и не знали что нельзя)))) Правда потом обрабатываем его немного ..


В ответ на Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Валерий Юкевич -

Ваш опыт и опыт "учителя из Украины" - это уже 50\50. Мой скромный опыт показывает, что можно и часто даже лучше контент получается, чем студийный, пользователи, оценивая говорили - "живее как-то смотрится"!

В ответ на Валерий Юкевич

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Юрий Николаевич Белоножкин -

Каждый может поступать как хочет. А лучше показать, как в видео, снятом в большой аудитории, решены вопросы с эхом, шумами, неслышными вопросами с мест и т.п. Кстати, где ваши рекомендации? Критикуя - предлагай! 

В ответ на Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Евгений Шютц -

Вопросы с эхом и шумами снимаются с помощью петличного направленного микрофона. Чтобы не ограничивал свободу движения лучше использовать петличный микрофон с радиопередающим устройством. Мы использовали от Senheiser (примерно такие, но не принципиально https://www.pleer.ru/product_617327_Sennheiser_EW_122P_G4_A1.html). Неслышные вопросы с мест - либо мобильный радиомикрофон передается по аудитории, либо лектор повторяет заданный вопрос. Тема эха решается настройкой микрофонной системы. Опять же - рассматривать этот вопрос в отрыве от возможностей вуза не имеет смысла. Понятно, что для проведения регулярных занятий в режиме одновременной записи, либо трансляции, лучше использовать специально сделанную аудиторию. Тогда можно и направленные потолочные микрофонные системы использовать и нормальные микшерные системы для управления микрофонами и систему освещения выставить (студийная не нужна, главное чтобы свет равномерно падал без теней) и выставление камеры (а лучше камер) и систему коммутации видеосигнала и кучу всего, что нужно. А если возникла задача - вот прямо сейчас быстро из неподготовленного помещения запись сделать - нормальная камера на штативе, и радиомикрофон для лектора.

В ответ на Евгений Шютц

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Юрий Николаевич Белоножкин -

Евгений, направленный петличный микрофон только теоретически помогает. Практически в большой аудитории с эхо бороться бесполезно, звук как в бочке порой. Думаешь зря в студиях обивают стены плотными тканями или поролоном?

Вопрос из зала записывать в видео не очень хорошая практика. Тому, кто сидит в онлайн, он может быть не интересным.

Прямо сейчас писать видео и быстро это бессистемно. А тут речь идет о массовом производстве. 

Теги:
В ответ на Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Валерий Юкевич -

Вот подвернулась свежая запись живой лекции. На Ваш суд ее фрагмент, назовем так - вступительное слово перед вводной лекцией по предмету "Менеджмент".

Смотрите по ссылке ...

"Разорвите как тузик шапку"! ;)

В ответ на Валерий Юкевич

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Юрий Николаевич Белоножкин -

Валерий Антонович, вопрос был не про скромность опыта, а про рекомендации в создании учебного видео. В МФТИ тоже годами снимали видео в аудиториях. Но потом перестали: никто его не смотрит. Зато миллионы смотрят Курсеру. Задумайтесь, почему. Напишите Ваши рекомендации. Может они стоят высокой оценки.

В ответ на Светлана Потапова

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Светлана Потапова -

Итак, все посмотрела - почитала... 
Собрала вот такие Методические рекомендации для преподавателей, желающих начать создавать собственные учебные видеоматериалы.

Делается это параллельно с предложением повысить коэффициент оплаты за этот вид работ в эффективный контракт..


Буду рада комментам, вопросам и поправкам... 


В ответ на Светлана Потапова

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Юрий Николаевич Белоножкин -

Ну вот теперь совсем другое дело! Умница!

Светлана, я бы еще добавил важность матирования (припудрирования) лица даже мужчинам в тех случаях, когда голова и лицо сиюят при хорошем освещении как медный самовар. Хорошо бы еще добавить сюда рекомендации техникам по свету, съемке и монтажу: вы не представляете себе, сколько меканий и беканий приходится вычищать в записях. Ну и советую еще обратить внимание на телесуфлер: ни один курс на Нацплатформе и Курсере не обходится без него. Многие коллеги будут при записи волноваться и отказываться в итоге от записей вообще. Особенно женщины. Можно еще добавить роль невербальноего воздействия, ораторских конструкций и техники речи, без которых эти лекции могут превратиться в... унылое зрелище.

В ответ на Юрий Николаевич Белоножкин

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Светлана Потапова -

Суровые сибирские преподаватели точно не будут пудриться улыбаюсь я читала такую рекомендацию, но как то постеснялась сюда вставить улыбаюсь

По суфлеру мучила нашего студийного инженера, он сказал что презентер  есть и это дешево и сердито. Пока не убедила его в обратном. 

В ответ на Светлана Потапова

Re: Вопросы использования видео-материалов в ЭОР

от Юрий Николаевич Белоножкин -

Тогда можете им передать, что даже нашего брутального Главкома перед записью на видео тоже матируют (пудрят) и не дай бог лысина в записи будет сиять ярче солнца. А ведь он тоже не из Сочи родом...

Ну и для большей наглядности делюсь моим кавказским приветом с красноярскими коллегами рекомендациями по созданию видео. Возможно, это им поможет.